Гаджетомания – это зависимость от гаджетов. Современные дети-первое по настоящему цифровое поколение, они познают мир, находясь под воздействием сетевых технологий.
Но мы и сами достаточно глубоко вовлечены в сети всемирной паутины. Если раньше мы писали письма и отправляли их на почту, то сейчас пишем мейлы. К праздникам посылали открытки, сейчас публикуем поздравления в соцсетях. Ранее о рождении детей публиковали в газетах, сейчас мы пишем пост в Facebook или Instagram.
Я сама проходила и прохожу опыт взаимодействия с гаджетами своих сыновей. И немного моих мыслей про тревогу родителей.
Наши дети-первое по настоящему цифровое поколение, они познают мир, находясь под воздействием сетевых технологий.
Обычно, мы пользуемся так называемым «опытом рода», чтобы решить ту или иную задачу, или построить внутрисемейные отношения. Хочется нам этого или нет, мы опираемся на то, как нас воспитывали в детстве, какие традиции были в нашей семье. Почему же нам так тревожно от того, что дети все чаще и чаще утыкаются в экран телефона, а мы при этом не обладаем набором действий, которые помогут нам его оттуда вытащить?
Перед нашим поколением, как родителями, впервые стоит задача: как вытащить ребенка из-за компьютера, и у нас с вами нет возможности опереться на опыт наших предков. Наши родители не были озабочены этим вопросом, мы росли в другое время.
Поэтому мы испытываем тревогу, глядя на наших детей, которые мастерски пользуются планшетом, еще не научившись ходить или говорить.
А теперь давайте разберем самые частые причины, по которым дети могут уходить в цифровой мир.
🔵 Пример самих родителей. Вспомним очень популярную фразу: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети все равно будут похожи на вас». Трудно требовать от детей цифровой гигиены, если сами родители «залипают» в телефонах большую часть нахождения дома.
🔵 Недостаток эмоций и возможности их выражать в реальном мире. Эмоциональная скупость в пространстве, где ребенок находится большую часть времени формирует у него так называемую «эмоциональную дыру». Эту дыру подрастающая психика обязательно начнет чем-то закрывать. Гаджеты-один из инструментов насыщения своей жизни суррогатными эмоциями.
🔵 Скука, одиночество, тревога в повседневной жизни. Хорошо если у ребенка будут конкретные занятия в период 5-11 лет. А с тревогой и одиночеством можно разобраться с помощью детского психолога.
Что делать, если ребенок уже «залип»?
Самое главное, что нужно помнить родителям — если вы уже замечаете зависание на гаджетах, ни в коем случае не обвиняйте, не кричите на ребенка. Наша позиция взрослого когда-то позволила психике ребенка начать формировать эту зависимость. Поэтому нужно запастись терпением и начать действовать.
🔵 Создайте в семье культуру пользования гаджетами, пусть это будет расписание. Но его необходимо соблюдать всей семьей. Кстати, когда вы и сами начнете действовать по заданному правилу, поймете, что стали менее расфокусированными, высвободилось приличное количество времени, которое можно потратить на полезные занятия. Можно, например, взять за правило, когда приходите домой-выключайте звук телефона и откладывайте его в сторону. Когда дети улягутся спать, сможете ответить на срочные сообщения. Или отложите их до утра. Если дети уже постарше, то берем за правило: за час до сна все, включая нас взрослых, откладываем свои мобильные устройства. Придумываем специальное место для ночевки гаджетов, например, корзину.
🔵 Создавайте миры: о том, как отвлечь ребенка от гаджетов и обойти компьютерную зависимость, очень точно написала детский психолог Катерина Мурашова: «У подрастающего ребенка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями на байдарках, мир общения с животными, мир семейных досугов с настольными играми и так далее. У компьютерной вселенной должны быть конкуренты».
🔵 Ни при каких условиях не брать гаджеты за обеденный стол. Введите традицию семейных обедов и ужинов с рассказами интересных историй, дети очень любят, когда родители рассказывают про свое детство или детство своих родителей. Можно поделиться тем, как прошел сегодняшний день, какие события в нем были самыми позитивными? Какие чувства ребенок при этом испытывал?
🔵 Если ребенок проводит какое-то время с гаджетами, пусть это будет строго оговоренное время под присмотром взрослого. Можно завести таймер и ребенок может сам следить за ограничением.
🔵 Общение с природой: очень хорошо разгружает психику, не дает зависнуть на смартфоне прогулки на природе. Долгие прогулки по лесам, по долам и на речку способны отвлечь от компьютера и вернуть нам не только детей, но и нас самих.
В завершение темы по своему опыту я поняла следующее: жесткие ограничения всегда напоминают сжатие пружины. Чем сильнее сжимать, тем больнее она ударит, когда «разожмется».
Поэтому я за комфортные для всех правила и договоренности вместо жесткого «нельзя».